Сергей Кравцов напомнил, что с 1 сентября предстоящего учебного года начнется реализация ФООП по шести предметам: географии, ОБЖ, русскому языку, литературе, истории, обществознанию.
«Нужно время, чтобы программы заработали в полном объеме. Параллельно проводим повышение квалификации учителей, многие программы составлены на основании утвержденных примерных программ – многие их знают, по ним работают. Каких-то серьезных проблем по переходу не должно быть. Мы понимаем, что нужно время, чтобы процессы были синхронизированы. Будем смотреть, помогать школам и учителям, чтобы быстро эти программы пришли в школы. До 1 сентября мы разработаем программы углубленного уровня. Два года нам нужно для массового внедрения», – отметил Министр просвещения.
Глава Минпросвещения России рассказал, что в стране продолжается работа по укреплению единого образовательного пространства, формированию суверенной системы образования.
Минпросвещения обновило федеральные государственные образовательные стандарты, в них появилось конкретное содержание образования по каждому предмету, обозначены четкие ориентиры в части духовного, патриотического, личностного развития детей, а также ожидаемые результаты.
Кроме того, утверждены единые федеральные образовательные программы, ведется работа над созданием единых учебников, используются единые подходы к подготовке учителей, разработана и внедрена во все школы единая информационная система ФГИС «Моя школа».
«Теперь, если ребенок переезжает из одного региона в другой, у него точно будет определенный качественный уровень знаний, который ему дается с учетом единых федеральных образовательных программ», – подчеркнул Сергей Кравцов, отвечая на вопрос председателя родительского комитета из Республики Мордовия.
По словам Министра просвещения, в современных федеральных учебных планах значительно увеличилось количество часов, которые отводятся на изучение русского языка и литературы. В федеральные основные образовательные программы были включены знаковые произведения литературы советского периода.
Единые федеральные образовательные программы прошли многоэтапную процедуру утверждения экспертным сообществом, пояснил Сергей Кравцов. Программы для 1–9-х классов тестировали более 64 тыс. учителей из 85 регионов нашей страны. Программы для 10–11-х классов апробировали 15 тысяч учителей из 81 региона.
Заместитель Министра просвещения России Татьяна Васильева подчеркнула, что федеральные основные образовательные программы будут разработаны по каждому школьному предмету.
«Разработка единых программ, единых подходов – это ответ запросу учительства на возможность планировать свою работу. Для этого все разработано, можно брать и использовать, готовиться к своим урокам. Нет необходимости придумывать все самостоятельно», – добавила она.
Кроме того, глава Минпросвещения отметил, что сегодня уделяется большое внимание изучению естественно-научных предметов. В них смещен акцент на развитие практических навыков, то есть умений применять знания в реальных жизненных ситуациях.
В качестве примера Сергей Кравцов рассказал, что в СССР в школах выделялось 5 часов в неделю на уроки математики, затем в 90-е годы это количество сократилось. Сегодня в федеральных учебных планах для 5–9-х классов на математику выделяется 6 часов в неделю. При этом современные программы включают практико-ориентированные темы «Представление данных», «Статистика», «Вероятность», «Комбинаторика», «Графы», «Логика». Они учат школьников структурировать информацию, оценивать вероятность, шансы наступления события, помогают сделать правильный выбор.
В программе по физике сделан акцент на изучении основ современных технологий – нанотехнологий, квантовых технологий. На уроках биологии стали подробно изучаться био- и генетические технологии, сквозной линией через содержание всех предметов естественно-научного цикла проходят вопросы экологии. Впервые стандарт основного общего образования позволяет изучать математику, информатику, физику, химию, биологию углубленно.
Как рассказал Министр просвещения, ранее количество линеек учебников в федеральном перечне учебников по одному предмету доходило до 13. Сегодня практически по всем учебным предметам присутствует только одна линейка учебников. При этом изменен подход к разработке учебников и учебных пособий – теперь это направление всецело относится к государству.
«Мы строим новые школы и модернизируем уже существующую образовательную инфраструктуру – по всей стране открываются современные образовательные пространства в рамках программ по строительству и капитальному ремонту, в которых дети имеют возможность развивать свои таланты», – сообщил Сергей Кравцов.
По его словам, в рамках нацпроекта «Образование» по всей России только в этом учебном году открылось 4,5 тысяч «Точек роста» в школах на селе и малых городах, 49 детских технопарков «Кванториум» на базе школ, 72 центров цифрового образования детей «IT-куб» и 17 «Мини-Сириусов». Всего за неполные пять лет открыто более 14 тыс. подобных объектов.
Министр просвещения добавил, что в школах усилена воспитательная работа: учебная неделя начинается с церемоний поднятия государственного флага России и исполнения государственного гимна. Также он напомнил, что к 2024 году во всех школах страны появятся школьные театры и спортивные клубы. Сегодня уже открыто 32 тысячи школьных театров и 34 тысячи спортивных клубов. Кроме того, создаются школьные музеи и киноклубы, развиваются школьные хоры, на новый уровень вышел институт школьного самоуправления.
«Еще одно нововведение в школе – в штате сотрудников появилась должность советника директора по воспитательной работе. Его задача – создавать в школе воспитательную среду, которая поможет повысить интерес детей к учебе, развивать их способности и таланты, каждодневно воспитывать юных граждан. В следующем году советники появятся во всех субъектах нашей страны», – отметил глава Минпросвещения.