Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
8-800-2000-122 (круглосуточно)
Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!
В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:
Социальная помощь
Социальную поддержку обучающихся в МБОУ "Лицей №1 г. Инты" осуществляют:
- администрация образовательной организации
- педагог - психолог
- классные руководители
В социальной поддержке нуждаются такие категории детей, как:
- дети из малообеспеченных семей;
- опекаемые и сироты;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- дети из многодетных семей;
- дети из семей "группы риска" (например, неполные семьи, семьи, где родители-инвалиды или склонные к употреблению алкоголя);
- дети, находящиеся в социально-опасном положении.
Для выявления этих категорий в начале каждого учебного года проводится социальное исследование всех обучающихся и составляется социальный паспорт школы.
Ежегодно в план воспитательной работы школы включаются такие меры социальной поддержки, как:
- Обеспечение данных категорий детей бесплатным и льготным питанием. В школе работает столовая, разработан график питания с учетом потребностей всех категорий обучающихся.
- Посещение семей "группы риска", состоящих на внутришкольном учёте и семей опекаемых с целью обследования жилищных условий обучающихся.
- Правовое и психологическое просвещение и консультирование детей и их родителей.
- Помощь в организации досуга учащихся (устройство в бесплатные кружки и секции при школе, профориентация и трудоустройство выпускников, организация летнего отдыха, временное трудоустройство нуждающихся детей с 14 лет в школе и т.п.).
- Кроме этого в течение года может возникнуть необходимость в различной дополнительной индивидуальной работе (индивидуальные беседы с обучающимися и родителями; помощь в оформлении различного рода документов; оказание посильной материальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь в разрешении конфликтных ситуаций).
Социальная поддержка обучающихся в школе является неотъемлемой частью системы социальной поддержки населения и района, поэтому мы координируем свою работу с такими социальными партнёрами, как:
- органы опеки и попечительства;
- комиссия по делам несовершеннолетних;
- центр занятости населения.
Социальный педагог
Главные задачи социального педагога
- изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного подхода к ребенку;
- оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива;
- оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;
- осуществление работы по профессиональной ориентации;
- организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения;
- диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.
Направления работы
- диагностическая;
- прогностическая;
- коммуникативная;
- коррекционная;
- социально-профилактическая;
- координационно-организационная;
- социально-педагогическая поддержка и помощь учащимся;
- охранно-защитная.
Информация для кандидатов в замещающие родители
Психологическая помощь
Когда нужно обращаться к педагогу-психологу?
Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.
Педагог-психолог
Чем психолог может помочь ребенку?
К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.
Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.
Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.
Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в физико-математический, в научно-естественный и т.д.
Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.
Когда к психологу стоит обращаться родителям?
Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.
Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.
Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию.
В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников.
Методическая помощь педагогам
Служба школьной медиации
Школьная служба примирения - служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
Школьная служба примирения как форма организации самостоятельной деятельности обучающихся по освоению навыков само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса.
Глобальная задача службы - сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным путем.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится
- При конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации (рационального, разумного общения).
- Реализовать совместную деятельность (детей и взрослых) по улучшению школы как элемента самоуправления, перестраивающей существующий тип управления.
- Включить подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте.
- Строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность.
- Дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить ситуацию конструктивным способом.
- Снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Социальный педагог
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации
Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода является формирование безопасной среды.
Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.
От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.
Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
- Стороны признают свое участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
- Есть согласие родителей (законных представителей) на проведение встречи;
- Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, Совет профилактики и т.п.).
- Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего.
В школе работает совет по разрешению конфликтных ситуаций.
На встрече выполняются следующие правила
- Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Чтобы не было лишних разговоров после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
Уполномоченный по правам ребёнка
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Коми: Козлова Татьяна Анатольевна
АДРЕС: Коми Республика, 167000, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, 108
ТЕЛЕФОН: 8-912-12-500-50; (8212) 20-61-52
ФАКС: (8212) 20-61-52
E-MAIL: deti_rkomi@mail.ru